Годы идут, и время стирает из памяти детали происходившего. Встречаясь классом, мы вспоминаем практически одно и то же, но каждый раз как-то по-новому. Это не удивительно, ведь каждый помнит значимое для него, что-то свое. А со временем, изменяя свою точку зрения на жизнь, мы начинаем высказывать и то, что когда-то было трудновыразимым, о чем когда-то совсем не могли говорить, по разным причинам умалчивали. И сегодня через много лет на каждой встрече я узнаю что-то новое, в том числе и про себя.
Интересно, но в течение времени все вспоминают происходящее по-разному. Собственно идея этого раздела сайта класса и заключается в том, чтобы посмотреть на одно и тоже с разных точек зрения. Вот так создается некий объемный образ нашего "того" времени. Надеюсь, меня кто-нибудь поддержит.
И хотя моя мысль несколько расплывчата, но возможно из дальнейшего она станет более понятна.
Евгений КормановскийОпус первый:
от Кормановского
Точка зрения автора на описанные события не обязательно должна совпадать с реальными событиями или мнениями других относительно происходивших событий, хотя совпадение упомянутых имен и фамилий с реальными не случайно, а несомненный факт. Мнение же других относительно этих событий не менее интересно, на что и надеюсь. |
Через десяток лет после окончания школы, в конце восьмидесятых, начались почти ежегодные встречи 10-4 класса.
Я, тогда еще сотрудник ЦНИИ "Гранит", не обремененный семьей и детьми, пытался как-то заполнить свое время, свободное от занятий наукой. Вот и решил собрать класс. Сценарий встречи планировался простой: в 11-12 часов дня собраться возле "старой" тридцатки (на 7 линии В.О.), затем пойти в кафе или поехать к кому-нибудь на квартиру. В общем-то, этот нехитрый сценарий утвердился затем на многие годы, и стал к сегодняшнему дню уже традиционным, только от походов в кафе практически сразу отказались. Квартира, как место теплой встречи, оказалась гораздо удобнее. При этом утвердился день встречи: второе воскресенье октября.
Первой встретившей нас квартирой в 1988 году (думаю, что год я не перепутал) стала квартира Саши Руснака (сейчас один из топ-менеджеров фирмы "Алкатель"). В конце встречи стали обсуждать, где же провести следующую. Народ был в разной степени подвыпитости, но в приподнятом настроении. Александр Соболев (сейчас профессор математики в одном из британских университетов) предложил встречу провести у себя дома. Что я, принявший почему-то на себя заботы о сборе класса, очень хорошо запомнил.
На следующий год, определив дату встречи, я начал звонить Шурке (школьное имя Александра Владимировича Соболева). Однако оказалось что товарищ в командировке, хотя и должен прибыть в день встречи, а его жена Ольга (моя однокурсница по физфаку ЛГУ) не в курсе о нашей договоренности. Такая малость меня естественно не смутила, и я убедил ее, что нам нужно только место и вареная картошка, а все остальное мы принесем с собой. Ну а "Шурка будет только рад", убеждал я ее.
Ольга меня по факультету помнила, и вроде бы я ни в чем предосудительном я тогда замечен не был, ну а мой уверенный тон окончательно убедил ее.
Короче, встреча в назначенный день состоялась. Шурка приехал, нас принял, и все было хорошо. Народу было много, места наоборот не очень, но все прошло очень прилично, весело, в непринужденной дружеской обстановке. Я был полностью уверен, что все идет полностью в соответствии с прошлогодними договоренностями.
И только в конце Шурка отвел меня в сторону и весело подсмеиваясь, сказал (дословно не помню, но смысл примерно следующий): Сознайся Женька, что ты здорово разыграл Ольгу… (???) Я озадаченно смотрел на Шурку… Ну сознайся, что ты решил разыграть Ольгу… (???) Как? - не понял я. Ну, ты же все придумал, насчет того, что я предложил свою квартиру в качестве места встречи?...
Оказывается, что он совершенно забыл о том, что сам предложил встречаться у себя (не удивительно, ведь год прошел), и все принял за розыгрыш…
С тех пор я стараюсь предложить, пожелавшим предоставить свою квартиру в качестве нового места встречи, хорошо это запомнить, ну а перед встречей еще раз убедиться, что товарищ это еще помнит. Год - большой срок!
Опус второй:
от Кормановского
Точка зрения автора на описанные события не обязательно должна совпадать с реальными событиями или мнениями других относительно происходивших событий, хотя совпадение упомянутых имен и фамилий с реальными не случайно, а несомненный факт. Мнение же других относительно этих событий не менее интересно, на что и надеюсь. Да простят меня одноклассники. |
Урок военной подготовки на школьном жаргоне звался "войной". Наш преподаватель "войны" Леонтьев был капитаном второго ранга в отставке, достаточно спокойный и не шибко тупой по сравнению с вояками, которые мне попадались потом в университете, на сборах и др. местах.
На уроках было не сильно интересно, но и не то чтобы бесконечно скучно. Не помню уж и п очему, но Леонтьев меня не раздражал. Более того, "война" вносила в мою напряженную (от математики и английского) жизнь некоторое разнообразие, и я бы даже сказал - спокойствие.
Леонтьев, как мог, старался разнообразить занятия, и мы то собирали и разбирали автомат Калашникова, то в противогазах сидели, то стрельбы из "воздушек" устраивали.
Ко мне Леонтьев относился благодушно, возможно и потому, что я уже в 9 классе стал чемпионом школы по скорости сборки-разборки автомата, даже самбиста Лешку Озимова из 10 класса обогнал. В подтверждение этого об этом сверхдостижении у меня до сих пор хранится диплом с подписью директора и печатью школы.
Помню, что в общем-то спокойный Леонтьев на некоторых все же покрикивал, особенно на девиц сидящих в задних рядах. С моей точки зрения особенно доставалось Маринке Фроловой. Она в 10 классе начала опаздывать на уроки и даже прогуливать занятия, что для нашей школы было нонсенсом и верхом разгильдяйства. Леонтьеву же она просто хамила. Однажды он ее что-то попросил сделать, так она ему возразила легко и непринужденно: "А хуху не хохо?". Выражение это в то время было новым и не носило матершинного оттенка, но очевидно было нехорошим, а использованное в отношении учителя, я и до сих пор оцениваю его как просто наглое. Да простит меня Марина, но "из песни слова не выкинешь".
Не знаю почему, но из двух лет "войны" я и помню-то всего 4 эпизода, если не считать летние сборы после 9 класса, но то совершенно отдельная история. Про мои тренировки по с борке-разборке автомата, районные соревнования среди школ по той же сборке-разборке автомата, вот это Маринкино: "Хуху не хохо", ну и стрельбы из "воздушек". Вот к ним то я все и подвожу.Стрельбы из "воздушек" проходили прямо в школе в маленьком предбаннике перед входом в кабинет НВП. В предбаннике постелили маты, на маты положили "воздушки", на стенку повесили мишени. Стрелять нас запускали смешанными группами по 3-4 человека (точно не помню сколько).
Когда запустили меня, то в группе были и девочки. Далее происходило следующее. Нас уложили на маты, мы перезарядили ружья, Леонтьев отдал команду: "Стволы вверх" и отправился менять мишени. В это время моя соседка по мату (я имею ввиду большой черный матрас, покрытый кожей) ружье почему-то не подняла, а наоборот, нажала на спусковой крючок…
Пулька "воздушки" маленькая и легкая, и причинить серьезного вреда не может, если в глаз не попадет. Ну а попала то она Леонтьеву не в глаз, а всего лишь в мягкую часть ноги повыше колена, но с 3 метров это все же больно. Он схватился за "простреленную" ногу и запрыгал на другой, при этом пытаясь прокомментировать это событие в соответствующих, адекватных случаю, выражениях. Но у него ничего не получилось. Наличие дам и то, что событие происходило в стенах школы, а также прирожденная интеллигентность не дали ему выразить свою мысль вслух. Отпрыгавшись, он только и смог сказать примерно следующее: "Вон из класса…". И я не думаю, что моя соседка тогда на него обиделась.
Вот что я помню про нашу "войну", и когда мы стали встречаться классом по прошествии более 10 лет, то вспоминали и про Леонтьева. Я естественно не мог не вспомнить про этот героический случай, произошедший на "войне". Ну, а если заметить, что эти случаи с Маринкой Фроловой и стрельбами стоят у меня в памяти рядом, то и не удивительно, что когда я стал это вспоминать, то в качестве стрелявшей в Леонтьева назвал Маринку.
Она однако почему-то начала отнекиваться: "Нет", говорит, "не помню я этого, не было такого". "Ну, Марина…", возражал я, "лет прошло много, ты забыла, вытеснила из памяти неприятное событие, вот и не помнишь, а я же помню все и очень подробно, я же был рядом…"
И вот так повторялось из года в год. Как только вспоминали про "войну", я тут же вспоминал про то, как Маринка стреляла в Леонтьева, а тот оказался джентльменом. Через несколько лет Маринка возражать перестала, видимо смирилась с тем, что моя память лучше.
И возможно, что так продолжалось бы и дальше, но вот на одной из последних встреч у меня состоялся очередной лирический разговор с Татьяной Верат. В конце него, после продолжительного излияния душ друг другу, я вдруг неожиданно услышал: "Женя, я вот только одного не могу понять, почему, когда ты рассказываешь про стрельбу в Леонтьева, то все время говоришь, что стреляла Фролова?". "А как же?" - удивился я, "ведь так и было…". "Нет", скромно сообщила Татьяна, "стреляла я…". ???
Радует, что хоть и через много лет, правда восторжествовала, и невиновный оказался оправдан. И лишь изредка я все же думаю: "Почему столько лет молчала Татьяна?"
Странные процессы происходят в памяти Евгения Кормановского…
Вот уже лет 7 или даже больше с маниакальным упорством Женя на каждой встрече доказывает мне, что я являюсь действующим лицом этих двух "миниатюр".
Не буду ничего опровергать, тем более что "героиня" одной миниатюры наконец - то обнаружилась. Еще и потому не буду: а вдруг действительно было это, просто я забыла? Но…
Я очень хорошо помню военрука Леонтьева. Более всего мне запомнилось его отношение к нам, представительницам слабой половины человечества, такое непохожее на отношение остальных учителей. Он относился к нам с легким трепетом и обожанием. Чтобы Леонтьев на кого-то из девушек покрикивал?!!! Да такого не могло быть, потому что не могло быть никогда!!!
Он никогда не вызывал нас к доске, никогда ни о чем не спрашивал, а только задавал письменные задания, рассказывал, как их делать и ставил за них потом пятерки. Когда он обращался к кому-нибудь из нас, в его глазах светилось эдакое робкое умиление, восторг, блаженство, счастье!!! Чтобы разрушить это эйфорическое состояние, это ж кем надо было быть?
Нет, не отрицаю, в юные годы я была дерзкой девчонкой и кому-нибудь что-нибудь подобное сказать могла, но злой я не была никогда, и такого душку, как Леонтьев, не обидела бы ни за что. Тем более что у нас были самые нежные отношения, ибо я:
И последнее, что хотелось бы добавить к вышеизложенному: словосочетание: "а хуху не хохо" я впервые услышала от Жени, когда он мне этот случай первый раз рассказал. Я и сейчас-то это загадочное выражение без подсказки самостоятельно повторить не смогу.
Почему Женя связывает происшествия на военной подготовке со мной, теоретически можно объяснить, но как же он так плохо помнит наши "классные" встречи?
Встреча у Саши Руснака в 1988 году была далеко не первой. Может, она была после большого перерыва, но то, что она была не первой - железно.
Лично я в качестве 1-й помню встречу у Марины Коровичевой, еще когда она жила на Каховского, то есть до ее замужества, а замуж Марина Лебедева вышла ну очень давно. Помню, нас было, в общем-то, немного, мы все поместились за довольно небольшим столом, а еще мы смотрели кино, которое Марина снимала в 10-м классе на пленку, ведь видеокамер тогда еще не было.
Еще я помню встречу у Виталика Логинова, когда он еще учился - это было первое его появление после отъезда в дальние края. Это тоже было явно раньше 88 года.
И вообще, поначалу инициаторами и организаторами наших встреч выступали поочередно то Марина (Коровичева-Лебедева), то Женя, ну а потом уже это стало правом, а потом и почетной обязанностью Женечки.
Вот так…
И все-таки у меня есть значок "Меткий стрелок"!
Опус третий:
от Кормановского
Точка зрения автора на описанные события не обязательно должна совпадать с реальными событиями или мнениями других относительно происходивших событий, хотя совпадение упомянутых имен и фамилий с реальными не случайно, а несомненный факт. Мнение же других относительно этих событий не менее интересно, на что и надеюсь. Да простят меня одноклассники и учителя. |
После Курсиш, самой вспоминаемой учительницей тридцатки, на наших встречах была конечно Ада Львовна - англичанка.
Надо сказать, что до поступления в тридцатку я учился в очень обычной Колпинской восьмилетней школе. Не знаю почему, но англичанки в школе не держались. Единственная приличная учительница в восьмилетке была у меня только в 5 классе. Она дала неплохую базу для изучения языка, и мы даже разучили песню о Ленине, которую я помню до сих пор.
К сожалению, она проработала в школе только один год. Затем нас учили молоденькие неопытные девушки, выпускницы ЛГПИ, сменявшиеся чуть не по две за год. Насколько я понимаю сейчас, все их усилия сводились к тому, чтобы держать дисциплину, решать свои личные проблемы соответственно возрасту, а на обучение нас английскому сил у них уже не оставалось.
Так что, придя в тридцатку, мои глубокие знания английского языка были на уровне 5 класса. Учитывая, что после первой контрольной по математике за курс восьмилетней школы на 35 человек было только семь положительных оценок, не трудно догадаться, что нам пришлось заниматься математикой. В своих прежних школах мы были лучшими, а одна пятерка, две четверки, четыре тройки показали настоящую цену нашим знаниям. Поэтому все остальные предметы стали лишь назойливым дополнением, отнимающим время.
Полагаю, что остальные учителя, видимо, понимали, что на нас свалилось, и в меру сил старались от математики не отвлекать. Исключением оказалась Ада Львовна, дама зрелого возраста с ярковыраженным высоким мнением о себе. Она видимо никак не хотела смириться с положением английского в нашей школе как второстепенного предмета, и старалась вложить в нас знания как могла.
Некоторые мои одноклассники высоко оценивают произношение Ады Львовны, и то, как он поставила это произношение им, и дала что-то еще. Наверное, это так, но для работы с отстающими вроде меня Ада Львовна оказалась неподготовленной совсем. Добавлю еще, что отстающим-то я был только по английскому. За первую контрольную по математике, о которой я писал выше, у меня была четверка.
К моему сожалению, большинство английской группы, в которую я попал, оказалось более грамотным. Мои знания на уровне 5 класса на их фоне выглядели несущественными. Не могу судить о причинах, по которым заниматься восполнением моих пробелов в знаниях Аде Львовне не хотелось другим путем, но она выбрала путь давления на мою самооценку.
Такой путь срабатывает, если у подневольного учащегося есть достаточная мотивация для изучения предмета, но у меня-то ее не было. Желание изучать английский у меня пропало после пятого класса восьмилетки после взаимодействия с соответствующими преподавателями.
В то время у меня отсутствовал минимальный словарный запас, а потому разговаривать со мной исключительно на английском, даже с хорошим произношением, а тем более с сарказмом, было абсолютно бессмысленно. Более того, для создания мотивации к изучению предмета это было просто вредно, ибо из сказанного я понимал только саркастическую интонацию. Никогда до этого такого отношения к себе я не знал, издевательство надо собой считал совершенно несправедливым, т.к. был недоученным, а не лентяем, ну и соответственно двигаться навстречу преподавателю желания не возникло. Тем более что поддержки-то я никакой не чувствовал.
К двойкам я постепенно привык, выучил некоторый стандартный набор фраз типа: "Я не знаю", "Я не понимаю", "Я забыл" и т.д., которые создавали видимость моего разговора с ней. В конце 10 класса мой папаша, пообщавшись с Адой Львовной, отправил меня на небольшое количество занятий с репетитором, которого она рекомендовала. В результате тройку в аттестат я получил. Собственно троек-то было всего две: по английскому и литературе, а уравновешивали их пятерки по НВП и физкультуре.
На прощанье Ада Львовна со свойственной ей добротой сообщила мне буквально следующее: "Кормановский, если ты даже вдруг и поступишь в ВУЗ, то после первого курса тебя отчислят за двойки по английскому…". Видимо признать за мной хоть какие-то интеллектуальные способности в связи с незнанием английского она просто не могла. Несмотря на очередной сарказм Ады Львовны, далее моя история как у выпускника тридцатки оказалась достаточно стандартной. В ЛГУ на физический факультет я поступил с легкостью, практически без подготовки. Первая часть сарказма Ады Львовны оказалась не по адресу.
Однако оставалась еще и вторая часть. Но тут все оказалось еще проще. Изучение английского на физфаке ЛГУ оказалось несложным. Самостоятельное чтение большого количества текстов с простой грамматикой привело к быстрому увеличению словарного запаса, на самооценку никто не давил, и разговорный минимум на тему науки я освоил. В результате в конце первого курса за английский у меня получилась твердая четверка, причем во всей группе были две пятерки у девочек из английских школ, две четверки, а у остальных были тройки.
Однако сарказм Ады Львовны я помнил, и имел огромное желание сообщить, что ее предсказание не сбылось. К сожалению, реализовать это желание мне так и не удалось, Ада Львовна уехала в США. И больше я ее не видел.
P.S. Вспоминая Аду Львовну и уроки английского в тридцатке, кроме ее сарказмов я, пожалуй, больше ничего и не помню. Сохранилось только это не очень приятное эмоциональное воспоминание и ничего более.
Опус четвертый:
от Маши Павловой
Затем, когда мы были в десятом классе она заболела и нам был в срочном порядке найден новый учитель - Александр Иванович Беговатов. Говорили, что раньше он преподавал в вечерней школе, и из нее видимо вынес, что учащихся утомлять не надо. История выглядела у него в виде сборника историй и особого почтения не внушала. Для проверки знаний он вызывал на первые парты несколько человек, вслух зачитывал им задания и они писали письменный ответ. Другие в это время слушали урок. Естественно было найдено рационализаторское предложение - на задних рядах, вооружившись учебником сочинялся письменный ответ и этот листок передавался отвечающему, который он и сдавал учителю. Проблема была в том, что полученный ответ не только не переписывался своим почерком, но и не успевал быть прочитан. А дальше было следующее: Беговатов вызывал отвечающего к столу, и держа в руке листочек спрашивал: "А в каком году родился такой-то? Ну как же вы не знаете, ведь у вас же в листке все это написано?". Признаюсь, я не помню какую оценку он в результате ставил, но по-моему сугубо положительную.
Часть класса (в основном, мальчики) приветствовало его методику преподавания, часть осуждала. Но было небезинтересно.
Кстати в Internet найдена страница с теперешней фотографией А.И.Беговатова и краткой биографией, но опыт работы в нашей школе он почему-то туда не включил..